Если вспомнить, как последние лет десять называли детей мои друзья и знакомые, что получится? (Все мои знакомые — россияне: они в нашей стране родились и постоянно живут.)
Есть Мия, Мишель, Ханна, Аарон, Михаэль. Есть и достаточно ярко выраженная тенденция называть детей традиционными славянскими именами. Я знаю Радомира, Добрыню, Изяслава, нескольких Даниилов и Тимофеев, Матвея и Егора, девочек Ярославу, Станиславу, Велину и Василису.
У меня в классе в 1980-х большую часть мальчиков звали Сергей, а половина одноклассниц были Наташами. Мне кажется, сейчас такой класс в принципе невозможен, потому что детей называют иначе.
Родители выбирали из набора имен то, которое им больше нравилось. Православные традиции были не просто способом выбрать имя, а одной из краеугольных основ мировоззрения.
После революции детей массово называли в честь вождей и идеологов. Причем родители делали так не потому, что было надо или модно, — это соответствовало их убеждениям. Для людей, называвших детей Виленом (сокращение от Владимир Ильич Ленин), Кимом (Коммунистический интернационал молодежи), Рэмом (революция, Энгельс, Маркс), те, в честь кого они давали отпрыскам такие имена, были реальными героями.
В честь любимых литературных героев детей называли всегда
Геройских поступков
Все ждут от меня».
Как только появилось кино, родители принялись давать сыновьям и дочерям имена любимых киногероев и артистов. В 1937 году на советские экраны вышел фильм Якова Протазанова «Бесприданница», и на протяжении следующих 15 лет родители ежегодно называли Ларисами не меньше 22 девочек на 1000 новорожденных.
В 1950-х в стране стало много Лолит в честь аргентинской кинозвезды Лолиты Торрес. Как только в 1980-х в страну хлынули «мыльные оперы», девочек начали называть Марианнами и Розами. А сколько Алис появилось после «Гостьи из будущего».
Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге живет 12 девочек по имени Арья — в честь Арьи Старк из «Игры престолов». В общем, называть детей в честь киногероев — наша вечная ценность. Так будет всегда, пока будет кино.
В фокусе у родителей — свой личный, приватный мир, а не глобальные, коллективные общественные ценности